Екатеринбург, ул. Кирова, 28. Заводоупр. и цеха ВИЗ (комплекс).

Заводоупр. и цеха ВИЗ (комплекс)

Екатеринбург, ул. Кирова, 28

Макет Верх-Исетского завода выполнен в виде комплекса зданий и сооружений.

Здание конторы построено вдоль плотины и имело разную этажность со стороны пруда и заводского двора. Центральная и боковые части акцентированы небольшими ризалитами со стороны западного и восточного фасадов. В них устроены входы со стороны плотины и завода. С восточной стороны в боковых крыльях имеются по двое ворот для загрузки товара в цокольный этаж.

Восточный фасад со стороны завода имеет более официальный и представительный характер. Масштаб здания с этой стороны соответствовал застройке завода монументальностью и величием архитектурных форм.

У макета снимаются крыши, плита плотины, что дает возможность ознакомиться с внутренним устройством. Кроме того, в макете есть ёмкости, имитирующие гладь пруда и водоканал с работающим мельничным колесом.

Тифлокомментарий подготовлен и озвучен «Свердловской областной специальной библиотекой для слепых». Автор – тифлокомментатор Мария Белькова.

По некоторым районам и строениям нашего города можно проследить не просто за историей Екатеринбурга, но и отметить в памяти вехи развития государства Российского. Ярчайший тому пример Верх-Исетский завод, который начал свою деятельность еще в петровские времена. Не все знают, но одноименный район был тогда целым поселком, и завод являлся, как сегодня принято говорит, его жемчужиной. И эта жемчужина повлияла на значимые преобразования в стране, тем самым, еще больше возвеличив ее достоинства.

Специально для производственных предприятий Урала Петр Первый издал указ, на основании которого была создана Горная канцелярия, и возглавил ее капитан артиллерии Татищев. Он отвечал за возведение новых промышленных объектов, поиск рудников, а также за профессиональный рост сотрудников. Им и было обозначено место расположения Верх-Исетского завод. Однако ввиду ссоры с властным Демидовым он оставляет дело, и за строительство берется Геннин, находящийся в звании генерал-майора.

Снабжение предприятия водой происходило благодаря водяному колесу, когда же производственные масштабы возросли, количества воды перестало хватать, и на реке возвели плотину. Задумывалась она исключительно для работы городского завода, но запасов воды в недрах Верх-Исетского пруда стало больше, чем предполагалось, тогда главный застройщик счел необходимым существование на плотине железоделательного производства. Вот она — история зарождения Верх-Исетского завода, который получил имя императорской дочери Анны. Ассоциация доверительных отношений между мамой и дочкой переносится на отношения завода и Екатеринбурга. Работа осуществлялась на основе чугуна и угля, поставляемого приписными крестьянами с Екатеринбургского завода. Впоследствии они и были заняты выпуском кричного железа на ВИЗе. Кроме них там сотрудничали 98 мастеровых.

Медленно, но верно мы приблизились к зданию, без которого полноценная жизнь завода не представляется возможной. Это старинная контора, построенная в 20-е годы XIX века под руководством зодчего М. П. Малахова.

Михаил Павлович Малахов — известный архитектор 19 века. В 1800 году поступил в академию художеств в Санкт-Петербурге, которую окончил через полтора года с чином архитектора 14 класса. Работал в Петербурге-Оренбурге, а с 1815 года зачислен архитектором в штат Екатеринбургских заводов. На его счету множество реализованных проектов, большая часть которых архитектурные. По его эскизам были построены не только усадьбы Екатеринбурга, но и заводские цеха Кыштыма. Перепланировку потерпели Успенская церковь и Верх-Исетский завод с цехами, сооружены дома Казанцевых, Зотова, братьев Логиновых, композиция Ново-Тихвинского женского монастыря и собор в честь Александра Невского. Стиль мастера настолько узнаваем в Екатеринбурге что часто так и называется — классическим малаховским.

Контора выполняла роль заводоуправления и по внешнему облику напоминала здание Адмиралтейства в северной столице. Возвышенные портики загораживали части здания в три этажа, которая соединяла двухэтажная конструкция, напоминающая крылья. По центру располагался портик из шести колонн и над его фронтоном возвышалась трехъярусная башня с блестящим шпилем. Архитектор использовал любимые тройные окна с арками над ними, что украсили объемные боковые фасады. Выходящая во двор сторона носила торжественный стиль, а обращенный к пруду фасад выглядел более сдержанно.

Белое здание с имитированными под бронзу розетками идеально дополнили ансамбль из гранитной набережной ажурной оградой из чугуна и ведущими к воде ступенями. Сейчас постройка потеряла свою роскошь, но сохранила ценность.

Вера Семченкова