Екатеринбург, ул. Ерёмина, 12. Стадион «Динамо» (Дом физкультурника).

Стадион «Динамо» (Дом физкультурника)

Екатеринбург, ул. Ерёмина, 12

Стадион «Динамо» (Дом физкультурника) выполнен в стиле конструктивизма. Здание по своей форме напоминает корабль.

Широкие борта «парохода» состоят из двух разноэтажных корпусов. Те в свою очередь делятся на павильоны, каждый из которых имеет свою функцию и тем или иным образом выделен на плане и подчеркнут сбившимся ритмом боковых фасадов. Корпуса в свою очередь соединены галереями – переходами на уровне второго этажа в соответствии с требованиями удобного функционирования здания с одной стороны, а с другой – с их помощью решен вопрос визуального соединения двух частей в единый объем.

«Корма» и «нос» корабля закруглены, при этом главный фасад южного корпуса, как главный, решен более интересно. Его полуцилиндрическая форма, подчеркнутая несколькими ярусами криволинейных балконов, имеет вид носа парохода, расчерченного пятью палубами. Стеклянный эркер лестничной клетки, врезанный углом в фасад, окончательного довершает формирование образа. А возвышающаяся надстройка со смотровыми площадками и мачтами выглядит как капитанский мостик. Балконы боковых фасадов не только красиво подчеркивают ритм одинаковых рядов квадратных окон, но напоминают спасательные шлюпки по бокам парохода.

Второй корпус решен менее выразительно. «Корма» парохода также закруглена и чуть возвышается над двухэтажным корпусом двусветного спортзала. Она имеет три ряда балконов-палуб. Окна второго ее этажа квадратной формы, как и остальные окна комплекса, просто чуть больше по размеру. Первый же этаж прорезан рядом круглых окон — «иллюминаторов». Здесь предусмотрена площадка для оркестра.

С другой стороны двухсветный зал отделяет от первого корпуса возвышающийся трехэтажный отсек. Со стороны фасада, выходящего к пруду, на высоте второго и третьего этаже предусмотрен сектор «прогулочной палубы» — нескольких вдвинутых в пространство стены балконов.

Поддерживая образ парохода, на высоте первого этажа с обоих боковых фасадов в длинный объем стены двухэтажной части корпуса врезаны по 4 круглых окна. Окраска здания в белый цвет с выделением синих элементов также выбрана неслучайно – это отсылка к камским речным пароходам, имеющим такую же расцветку.

Тифлокомментарий подготовлен и озвучен «Свердловской областной специальной библиотекой для слепых». Автор – тифлокомментатор Мария Белькова.

Стадион «Динамо» (Дом физкультурника) является одним из украшений центра Екатеринбурга и главным архитектурным акцентом в панораме восточной части городского пруда.

То место, где сейчас высится памятник конструктивизма, в XVIII веке занимала тюрьма для старообрядцев – Заречный тын, потом в конце XIX столетия здесь располагались дачи горожан, самой известной из которых была Симановская, имевшая общественный сад. Последними ее хозяевами перед революцией стали именитые городские купцы Злоказовы.

Именно территория бывшей злоказовской дачи в 1931 году была передана Управлением благоустройства города в аренду спортивному обществу «Динамо» сроком на 60 лет для постройки клуба.

Общество «Динамо» было организовано в Свердловске еще в 1923 году (в первом из областных центов) и объединило молодых спортсменов правоохранительных учреждений. Постановление партии «О физкультурном движении» 1929 года подтолкнуло его к строительству собственного спортивного комплекса.

Архитектором стадиона был выбран Вениамин Соколов, известный по своей работе над «Городком чекистов», – ему было заказано проектирование здания стадиона, спортклуба и водной станции. В 1932 году было закончено возведение водной многофункциональной платформы на городском пруду с четырьмя бассейнами и лодочной станцией, а также зрительских трибун на противоположном берегу.

В 1934 году было закончено и основное здание Дома физкультурника. Стадион включал в себя футбольное поле, площадки для волейбола, баскетбола, тенниса, легкоатлетическую арену, залы для борьбы, бокса, стрелковые тиры, 250-метровый плавательный бассейн, гостиницу. Зимой на нем заливались 400-метровая конькобежная дорожка и поле для игры в хоккей с мячом.

Набережная напротив стадиона была украшена скульптурами спортсменов, в том числе знаменитой «Девушкой с веслом».

Здание, оформляющее собой стрелку на городском пруду, превратилось, по проекту Вениамина Соколова, в корабль. Все выразительные средства играют именно на создание такого образа.

Широкие борта «парохода» — «Динамо» состоят из двух разноэтажных корпусов. Те в свою очередь делятся на павильоны, каждый из которых имеет свою функцию и тем или иным образом выделен на плане и подчеркнут сбившимся ритмом боковых фасадов. Такое решение структуры здания является одной из черт конструктивизма и встречается во многих постройках нашего города. Корпуса в свою очередь соединены галереями – переходами на уровне второго этажа в соответствии с требованиями удобного функционирования здания с одной стороны, а с другой – с их помощью решен вопрос визуального соединения двух частей в единый объем.

«Корма» и «нос» корабля закруглены, при этом главный фасад южного корпуса как главный решен более интересно. Его полуцилиндрическая форма, подчеркнутая несколькими ярусами криволинейных балконов, имеет вид носа парохода, расчерченного пятью палубами. Стеклянный эркер лестничной клетки, врезанный углом в фасад, окончательного довершает формирование образа. А возвышающаяся надстройка со смотровыми площадками и мачтами по желанию архитектора превратилась в капитанский мостик. Балконы боковых фасадов не только красиво подчеркивают ритм одинаковых рядов квадратных окон, но напоминают спасательные шлюпки по бокам парохода.

В этом корпусе размещались административные помещения, гостиница, раздевалки, тренерские комнаты, помещения для хранения инвентаря.

Второй корпус решен менее выразительно, но в равной степени по-архитектурному остроумно.

«Корма» парохода также закруглена и чуть возвышается над двухэтажным корпусом двусветного спортзала. Она имеет три ряда балконов-палуб. Окна второго ее этажа квадратной формы, как и остальные окна комплекса, просто чуть больше по размеру. Первый же этаж прорезан рядом круглых окон — «иллюминаторов». Здесь предусмотрена площадка для оркестра, игравшего в особо торжественных случаях.

С другой стороны двухсветный зал отделяет от первого корпуса возвышающийся трехэтажный отсек, где по проекту расположились хранилище для лыж, массажные комнаты, а в подвале – тир. Любопытно, что со стороны фасада, выходящего к пруду, на высоте второго и третьего этаже предусмотрен сектор «прогулочной палубы» — нескольких вдвинутых в пространство стены балконов.

Поддерживая образ парохода, на высоте первого этажа с обоих боковых фасадов в длинный объем стены двухэтажной части корпуса врезаны по 4 круглых окна.

Окраска здания в белый цвет с выделением синих элементов также выбрана неслучайно – это отсылка к камским речным пароходам, имеющим такую же расцветку.

В.Д. Соколов блестяще справился с самой сложной своей задачей: преодолеть стереотипы по проектированию спортивных сооружений, создававшиеся тысячелетиями. Здание Дома физкультурника не похоже ни на одно из построенных ранее, великолепно сочетая функциональность и удобство с ярким образом, организующим панораму городского пруда.

Уже современники положительно оценили архитектурные достоинства стадиона «Динамо». Например, Яков Корнфельд, один из мэтров конструктивизма, утверждал, что это одно из лучших зданий Урала.

К сожалению, в 1991 году истек срок аренды между обществом и городом. Но еще до этого в 1980-е годы городские власти предлагали снести Дом физкультурника и поставить на излучине пруда монумент в честь погибших в Великой Отечественной войне. Горожане смогли отстоять любимый памятник и в 80-е, и в 90-е, и совсем недавно, в 2016 году, когда обсуждался проект восстановления храма Святой Екатерины на насыпном острове перед стрелкой пруда.

Здание стадиона «Динамо» претендует на получение статуса мирового памятника ЮНЕСКО. И сейчас, как и 80 лет назад, там готовятся к соревнованиям разного уровня представители самых разных видов спорта, от фигурного катания и спортивной гимнастики до борьбы и плавания.