20 октября, 2020

Здание администрации г. Екатеринбурга.

Привычный для екатеринбуржцев облик здания Свердловский городской совет народных депутатов с золотым шпилем и часами-курантами приобрел в 1954 году. Этому моменту предшествовала длинная история, взявшая свое начало в первой половине XVIII века. Тогда на центральной площади города разместился Гостиный двор.

Будущий памятник регионального значения выглядел, как одноэтажная постройка, вмещавшая в себя торговые ряды и долгое время радовала глаз. Когда же настала пора реставрации, начался пожар, который уничтожил двадцать помещений. Для восстановления столь полезного пространства был выбран уже распространенный «модерн» и планировалось достроить второй этаж. Сторону, что выходит сейчас на улицу 8 Марта (нынешний Гостиный двор), возвели довольно скоро, чего не скажешь об основной части — ее фасад выходил на площадь, а окончанию строительства препятствовала Первая мировая война.

Позже преградой стали революционные события, немногочисленные готовые площади наполнили отделы краеведения областного музея, куда вошли этнография, живая и неживая природа, уральская промышленность, археологические экспонаты. 1920-е годы диктовали свое видение того, как должно выглядеть главное здание в городе. На этих основаниях площадь обрела состоявшую из стекла и бетона пятиэтажку, в которой господствовал полюбившийся стиль конструктивизма. Нижнюю часть заполнили магазины, в верхней разместился совет народных депутатов.

30-е годы прошлого столетия ознаменовали перемены в архитектуре, требовались новые решения в обустройстве фасадов, что придаст Екатеринбургу еще большую значимость. Но в планы вновь вторгся враг: Великая Отечественная война. Когда страх и ужас миновали, а на смену всем горестям пришла Победа, новая жизнь началась и для здания Горсовета. В этот раз архитектурной находкой явился «сталинский ампир», что повлекло создание типичных для него элементов — барельефы на фасаде, парадные колонны, гранитный цокольный этаж и скульптуры из гипса на крыше, изобразившие представителей разных профессий. Примечательно, что строили сооружение немцы, а за проект отвечал наш соотечественник Г. А. Голубев.

Георгий Александрович Голубев (1883-1949) был сыном служащего. Он получал образование в гимназиях Петербурга, Тифлиса, Таганрога и в Школе Штиглица. С золотой медалью окончил Институт гражданских инженеров императора Николая Первого. Вначале сотрудничал с архитектором Э. Ф. Щиттом, а затем был подмастерьем у В. Щуко. География его работ обширна и включает в себя Рим, Турин, Ленинград, Киев, Москву, Харьков. После Октябрьской революции мастер занимался реставрацией в Петрограде и консультированием других архитекторов, работал над конкурсными проектами. По предложению о сотрудничестве переезжает в Свердловск, где проектировал здания медицинского предназначения. Под его руководством возводились ясли, поликлиника, тубконсультация, хирургический павильон и больница в разных городах уральского региона. Преданный своей профессии человек погиб при строительстве дома культуры в Богдановиче.

Отличительные и торжественные черты рассматриваемой постройки, которые видны издалека: огромный циферблат диаметром 3,5 метра (часовая стрелка составляет 1,6 метра, длина минутной — 1,9 метра) и шпиль высотой 61 метр. Центральный вход украсило панно, называемое «Салют Победы», а прямо над ним расположились фигуры шахтера и воина. Главный фасад на уровне третьего и четвертого этажей имеет лепные портреты свердловских деятелей, причем слева представлены военно-политические личности, а правую сторону занимает ряд лиц, возглавлявших культуру тех времен.

Сейчас в здании можно найти Администрацию Екатеринбурга, гордуму, а также Избирательную комиссию муниципального образования «город Екатеринбург».

Вера Семченкова